День перед дождичком, 16.05.2024, 10:44 Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Журнал «Боб»

Альфа | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Июль, № 7 (11) 2010 » Боб многоликий

Теперь — и кумир всея Вселенной!
Слова Луи Регидрона.

Дорогие читатели (если вас вдруг больше одного), в этой рубрике мы  пишем о многообразии представителей семейства бобовых. В современной музыкальной вселенной встречаются подобные кометам группы-однодневки, есть группы-спутники, сумевшие продержаться чуть подольше, есть горстка монстров, уже не первый десяток лет степенно движущихся по накатанным орбитам. А есть Солнце то есть тот, без кого, вполне возможно, никакой современной музыки вообще бы не было…

Человек-Светило и Человек-Бренчало. Колосс. Титан, а в определенный период своей карьеры — и Титаник мирового рока. Идеологический отец, дедушка и прадедушка почти всего, что когда-либо выходило с приставкой «рок». Он был всегда. Он — не только неотъемлемая часть, но и творец истории. Он жив и по-прежнему играет отличную музыку, хотя мог бы забросить гитару и брать с миллионов фанатов по доллару за право подышать с ним одним воздухом или просто посидеть рядом. Он — Боб Дилан.

Так, пафосное вступление вроде удалось. А теперь — правда. Перед написанием этой статьи я решил провести среди членов редакции небольшой опрос. На вопрос «Что вы знаете о Бобе Дилане?» мало-мальски вразумительный ответ смог дать только Джон Капентер, наш американский спецкор. Он вспомнил, что в коллекции пластинок его родителей на конвертах с альбомами Боба Дилана был самый толстый слой пыли. Наш суровый ГлаВред, как впрочем и всегда, ответил вопросом на вопрос: «А кто это?». Елисей Милашко, обладая куда более широким кругозором, предположил, что так, кажется, звали одного из героев сериала «Беверли Хиллз», того, который с Келли встречался. Ферраст, услышав вопрос, громко заржал. Вся надежда была на Клавдию Ивановну как представительницу старшего поколения, но и она сплоховала, спутав Боба Дилана со своим любимым актером Аленом Делоном. Признаться, я был обескуражен. А как же легенда? А миллионы поклонников? Где они прячутся и что скрывают? Пришла пора заглянуть в, извините, анналы истории и разобраться, чем же наше Светило заслужило столь неслабое признание.

Роберт Аллен Циммерман (а именно так в действительности зовут нашего героя) появился на свет в еврейской семье 24 мая 1941 года. Детство Роберт провел в самом что ни на есть американском захолустье, что, однако, не помешало ему уже к десяти годам вполне сносно бренчать на гитаре и тренькать на пианино, а также сочинять стихи. Как знать, вышел бы толк из смышленого мальчика, если бы он родился в наши дни. Посудите сами: Роберт рос в то время, когда музыкантов было мало, да и услышать их можно было преимущественно по радио. Да и не было тогда такого многообразия жанров и засилья гламурных силиконовых звезд. Зато были кантри и фолк — музыка американской глубинки, был блюз — печальные напевы уставших рабов, был совсем еще юный и бесшабашный рок-н-ролл. Именно эти музыкальные стихии формировали сознание будущей легенды.

Уже в буйной молодости у Роберта Циммермана проявились задатки рок-звезды — забросив учебу в университете Миннесоты, он начал давать первые выступления в кафе и барах университетского городка. Серьезным толчком к началу сольной карьеры послужило увлечение Боба музыкой легендарного американского фолк-исполнителя Вуди Гатри. В 20-летнем возрасте Боб собирает вещи и отправляется покорять Нью-Йорк. Именно там и был придуман псевдоним Боб Дилан — бытует мнение, что выбран он был в честь великого уэльского поэта Дилана Томаса. Как бы там ни было, но спустя несколько месяцев активных выступлений по кабакам да барам у Боба был контракт со студией Columbia.

Первый альбом "Bob Dylan” вышел в 1962 году и состоял преимущественно из перепевок известных и не очень фолк-композиций. Годом позже вышел первый альбом певца с полностью авторским материалом — "The Freewheelin' Bob Dylan”. Вышел — и все сразу поняли, что этот угловатый еврейский паренек с вечно растрепанными волосами пришел всерьез и надолго. Странное дело с этим Бобом Диланом — альбом был записан в фолк-стиле, то есть вместо музыки, как я ее себе понимаю, были незамысловатые побрякушки на гитаре. Учитывая, что голос у Дилана, мягко говоря, неприятный, я, например, сильно удивляюсь, как это у него получилось стать таким популярным. Говорят, все дело в текстах. И правда, в бурные 60-ые любая неоднозначная метафора, любой противоречивый образ делали исполнителя бунтарем, культовым персонажем и пророком людей с активной гражданской позицией. Как-то подозрительно похож весь этот джентльменский набор радостей на нашего Владимира Высоцкого, вы не находите?

Выпустив еще пару успешных фолковых альбомов, Дилан ударился в эксперименты. Нет, он не стал наряжаться в одежду из фольги или менять пол. Он просто добавил в музыкальную палитру своих песен немного электрогитар. Это в наше время электрогитару можно увидеть даже в клипах Modern Talking, где жизнерадостный до спазмов в желудке Дитер Болен изо всех сил делает вид, что умеет на ней играть. А тогда, в 60-ые, подбор инструментов определялся жанром — раз играешь фолк, ничего окромя гитары да губной гармошки быть не должно. А тут на тебе! Немудрено, что поклонники фолка, считавшие Дилана своим в доску, не простили ему такой наглости и освистали его на первом же концерте. Зато песня "Like a Rolling Stone” стала суперхитом и настоящим символом поколения бунтарей. Скажу честно — песню слушал, но на свержение ГлаВреда она меня не сподвигла. На мой вкус, наш Сергей Бабкин в сто раз мощнее. Видимо, просто время у нас сытое и довольное…
 
К 25 годам Боб Дилан имел дискографию из полудюжины хитовых альбомов и уже (!) считался чуть ли не культурной иконой того времени. Его влияние чувствовалось в песнях Beatles и Rolling Stones, все больше фолк-музыкантов обогощали свои скудные партитуры электрозвучанием, а объединение традиционной музыкальной эстетики и прогрессивной лирики стало связующим звеном между молодежью и старшим поколением. На пике славы, как по заказу, произошло падение — Боб Дилан попал в аварию, заработав себе множественные переломы, частичный паралич и амнезию. Не передоз от наркотиков и не самоубийство, как это принято в рок-тусовке, но тоже весьма неприятно. Тем не менее, даже прикованный к постели, Дилан продолжал сочинять песни. В нескольких последующих альбомах певец явно метался, пытаясь обрести себя. За время этих метаний он едва не растерял армию своих поклонников, но успешные альбомы в середине 70-ых вернули его на Олимп. Альбомы "Planet Waves”, "Blood on Tracks” и "Desire” по сей день считаются классическими записями Боба Дилана. И снова падение — теперь уже творческое. Опустошенный Дилан в конце 70-ых всерьез увлекся христианской тематикой — его песни пронизаны религиозными, а подчас и откровенно мистическими мотивами. Странным образом даже эти записи мэтра довольно неплохо продавались, а за песню "Gotta Serve Somebody” он даже получил свою первую Грэмми.

Попустило классика к началу 80-ых. Очередное возвращение на трон ознаменовал выход альбома "Infidels". Музыка — на высшем уровне, тексты — злободневные и остросоциальные. Дилан подобно бриллианту сложнейшей огранки одаривает поклонников все новыми и новыми шедеврами. Тут вам и целые туры прекрасных живых концертов, и возвращение к корням в виде пары фолк-альбомов, и проект Traveling Wilburys — настоящая супергруппа, где рядом с Диланом выступали Джордж Харрисон, Рой Орбисон, Джефф Линн и Том Петти. Для тех, кому эти имена мало о чем говорят, попробую объяснить на примере футбола — это как мадридский «Реал», только игроки там играют не за миллионы евро, а для удовольствия. Что и говорить — в последние десятилетия 20 века Боб Дилан, говоря по-простому, жог неподеццки.

В новом тысячелетии Боб если и успокоился, то только самую малость — человеку за 60, как-никак. К многочисленным Грэмми добавились Золотой глобус и Оскар за лучшую оригинальную песню ("Things Have Changed”) к кинофильму "Wonder Boys". А затем Шведская Королевская музыкальная академия официально признала Дилана самым крутым музыкантом 20 века, вручив ему Polar Music Prize — по сути, Нобелевскую премию по музыке. В свете этих достижений издание автобиографии музыканта в пяти (!) томах выглядит отличным финальным аккордом выдающейся жизни великого человека.

Но дедушка Боб не знает покоя — то в тур с Сантаной укатит, то в кино снимется, то еще один альбом запишет. Думаю, что если бы сейчас Боб записал альбом художественного кашля или частушки под гармошку, альбомы бы стали платиновыми. Совсем неудивительно, что по итогам голосования на сайте ВВС Боб Дилан признан лучшим поэтом-песенником всех времен. С гигантским отрывом он опередил каких-то там Джона Леннона и Боба Марли и, в отличие от этих двух, весьма жив и здоров и наверняка готовит своим поклонникам очередной сюрприз. Все что угодно, мистер Циммерман, только с Тимбалендом не сотрудничайте…

Таков он, Боб Дилан, человек эпохи, Человек-Эпоха. И пусть даже в нашей фонотеке исполнители нового века, но мы-то знаем, кто был для них источником вдохновения. Честь тебе и хвала, Памела Андерсон!
Категория: Боб многоликий | Добавил: Редакция (24.07.2010)
Просмотров: 621 | Комментарии: 33 | Теги: июль 2010, Боб многоликий | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Кто такой будешь?
Ингредиенты
Письмо ГлаВреда [1]
Письма читателей [1]
Лучшее письмо месяца [1]
Антидоты [1]
Боб многоликий [1]
Интервью с известным человеком [1]
Девушка месяца [1]
Святая простата [1]
Искусство быть отвратительным [1]
Per aspera ad astra [1]
Каково это... [1]
Экспериментальная страничка [1]
Путеводитель для лампочек [1]
Кинозалп [1]
Вы серьезно? [1]
Глас народа
Будет ли вам нас не хватать, если с нами вдруг что-нибудь случится?
Всего ответов: 28
Одной строкой
Сколько-сколько?

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0