Среднестатистический человек подвержен такому большому количеству
предрассудков и инстинктов, что впору запутываться и теряться в них при
появлении первого же раздражителе извне. «Что делать, как реагировать?»
— самое первое, что приходит в голову при виде летящего в эту же голову
топора. Но одно мы знаем точно: как только перед нашими глазами
появляется достойный фильм, мы тут же начинаем его смотреть и
восхищаться.
Осторожно — спойлеры!
Фильм «Кармелюк» (1938 г.) относится еще к той эпохе, когда кино было черно-белым, как и сама жизнь, титры были в начале, а не в конце фильма, всех героев во всех картинах озвучивали всего два постоянных голоса — мужской и женский, а коней для фильмов не рисовали в «3d max», а снимали настоящих.
Впервые образ Кармелюка встречается на наскальных рисунках начала 19-го столетия нашей эры, а чуть позже в учебниках по истории Украины. Реальный Кармелюк и Кармелюк в фильме имеют много общего: и тот, и другой — воплощение героя из народа, стоящего за этот же народ при помощи народа и во имя народа же. Нет, он не герой-одиночка, он больше похож на Робина Гуда из полтавских степей, но по крутизне не уступит ни Бэтмену, ни Спайдермену. Наш герой — на то и наш. У него нет никаких сверхспособностей за исключением богатырской силы, что подтверждает эпизод, где он несет на своей спине три мешка с чем-то, и эпизод, где он ест. Впрочем, если бы даже не первый эпизод и не второй, который мы сами только что выдумали, в природную силу Кармелюка верится — и даже больше. Только человек с тренированными глазными мышцами может так пучить глаза и вращать ими, при этом наводя страх на панщину и вызывая восторг у падких до всего необычного неграмотных крестьян. До этого такие способности мы могли наблюдать только у Петра Первого, но кто его нынче уже помнит? Новые времена — новые герои, и Кармелюк — самый лучший из доступных современных героев, кому могли бы подражать дети.
В основу фильма легла быль о том, как паны притесняли простой народ, что выражалось хотя бы в том, что всех, кто был беден, стригли под горшок. «Небогоугодное это дело», — первым додумался Кармелюк и в самом начале фильма убил из мести одного из панов, закопав его в куче пшеницы. Другие паны не оценили задумку Кармелюка просто сварить каши с человечинкой, и только что зародившегося народного героя объявляют вне закона. Невзирая на все тяготы бродячей жизни, Кармелюк не только не худеет, бродя по лесам и угодьям, но и собирает народный референдум под лозунгами «Не дозволим себя стричь под горшок!» и «Даешь кашу с человечиной!». Кстати, любопытный факт: в исторических архивах нами так и не было найдено ни одного подтверждения идеи про кашу с человечиной, а после повторного просмотра фильма — и в самом фильме тоже. Но вернемся к сюжету. На протяжении фильма Кармелюка несколько раз предают, но он постоянно возвращается и продолжает мстить панам и баламутить народ. Главным антагонистом бедному, но могучему Кармелюку выступает богатый, но немощный пан Ольховский (или Ольшовский — мы не расслышали), ну и еще несколько незнакомых нам человек, среди которых, впрочем следует отметить переметного шляхтича — предателя Хлопецкого (какое издевательство над актером — дать его герою такую глупую фамилию!).
В целом фильм можно охарактеризовать как исторический эпос, в пользу чего говорит массовка из 17 всадников и взбирающиеся в конце фильма на какой-то бугор нескончаемые люди с вилами и ухватами, что, очевидно, должно символизировать что-то.
К сожалению, концовка фильма такова (Кармелюка убили, ай-ай-ай), что исключило все возможные выпуски продолжений, как то: «Кармелюк возвращается» и «Кармелюк навсегда», несмотря на внушительные кассовые сборы. А дальнейшее смутное время помешало снять какое-нибудь «Кармелюк: воскрешение». Что касается качества сегодняшнего российского кинематографа, то упаси их бог взяться за классику и делать ремейки — все испортят.